На нем выступила Новикова А.В. - логопед
высшей квалификационной категории
![](/2013/SAM_2454.jpg)
Цель: определить особенности психологического развития детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах, а так же систему психолого-педагогического сопровождения детей дошкольников в условиях ДОУ
семинар /seminar_p-p_soprovozhdenie.rar
В МБДОУ комбинированного вида Детский сад № 14 «Алёнушка» около 30 лет функционируют специальные логопедические группы: старшая логопедическая группа (дети 5-6 лет) и подготовительная логопедическая группа (дети 6-7 лет).
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
− формирование правильного звукопроизношения;
− развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
− совершенствование грамматического строя речи;
− обогащение, активизация словарного запаса речи;
− развитие мелкой моторики рук, те.е движений пальчиков;
− развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ним.
Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
1. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: " Говорить надо внятно, четко, не спеша".
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: "А понятен ли ему ваш ответ?" Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.